Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
https://repo.nspu.ru/handle/nspu/4512
Название: | Целевые установки моделирования профориентационной работы в системе образования региона |
Другие названия: | Science for Education Today. - 2022. - № 5. - С. 90-112 |
Авторы: | Шакурова, М. В. Пашкевич, В. В. Аракелян, А. Р. Тарлавский, В. И. |
Ключевые слова: | выбор профессии карьерный рост профессионализм профессиональное самоопределение профориентационная работа |
Дата публикации: | 2022 |
Библиографическое описание: | Шакурова, М. В. Целевые установки моделирования профориентационной работы в системе образования региона / М. В. Шакурова, В. В. Пашкевич, А. Р. Аракелян, В. И. Тарлавский // Science for Education Today. - 2022. - № 5. - С. 90-112. - Библиогр.: с. 104-106 (30 назв.).. - Текст : электронный |
Краткое описание: | Статья посвящена проблеме недостаточного теоретического обоснования моделирования профориентационной работы в системе образования региона, прежде всего, выбора оснований целеполагания. Цель – выявить особенности ведущих целевых установок моделирования профориентационной работы в системе образования региона и рассмотреть возможность их параллельного использования. Методологической основой исследования стали парадигмальный, социально-педагогический и личностно ориентированный подходы. Интегрированы педагогические, психологические и социологические научные представления по проблеме исследования. Использованы методы теоретического анализа, сопоставления, обобщения, анализа инфографических представлений моделей профориентационной работы. В результате анализа литературы по проблеме исследования авторы выделили ведущие конструкты, используемые в качестве основы целеобразования в моделях профориентационной работы в системе образования региона (выбор профессии, профессиональное самоопределение, карьерный рост, профессионализм), конкретизировали их содержательные особенности. Конструкт "выбор профессии" ориентирует на конкретный результат личностного характера; "профессиональное самоопределение" - на процесс личностно-профессионального (профессионально-личностного) развития посредством принятия значимых решений, предполагающий как вероятное выбор (выборы) профессии; "карьерный рост" - на процесс движения к социально-личностному пониманию успеха в профессии; "профессионализм" - на самоизменение в интересах профессиональной сферы с позиций не только технологической готовности, но и личностного соответствия и морально-этического принятия. В качестве возможного прогнозного сценария авторами предложен вариант согласования основных целевых ориентиров моделирования профориентационной работы в системе образования региона: а) цель-идеал (стратегическая цель) определяется через формирование профессионализма (на личностном уровне); установка на планирование карьеры и карьерный рост (в широкой коннотации) может входить в структуру установки на формирование профессионализма; б) цель как ожидаемый результат профориентационных практик (тактическая цель) определяется через профессиональное самоопределение; выбор профессии в данном случае выступает конкретизированным результатом, достижение которого приветствуется, но адекватно оценивается как вероятностное и незавершенное. В результате исследования авторы пришли к выводу, что при обоснованном отборе целевых оснований модели профориентационной работы в системе образования региона приобретают качественную определенность, на основе выбора ведущего (ведущих) конструктов в целевой установке может быть составлена типология региональных моделей и оценка их результативности по качественным основаниям. Варианты комбинирования ведущих конструктов позволяют обозначить приоритеты, что задает общую направленность и конкретизирует организационно-методическое наполнение модели. |
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): | https://repo.nspu.ru/handle/nspu/4512 |
ISSN: | 2658-6762 |
Располагается в коллекциях: | Статьи |
Файлы этого ресурса:
Файл | Размер | Формат | |
---|---|---|---|
celevye-ustanovki-modelirovaniya.pdf | 787,07 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.