Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
https://repo.nspu.ru/handle/nspu/4608
Название: | Психолого-педагогические аспекты применения арт-терапии у лиц пожилого возраста |
Другие названия: | Развитие человека в современном мире. - 2023. - № 1. - С. 59-71 |
Авторы: | Мельникова, М. М. Дума, С. Н. Чухрова, М. Г. Малкина, Н. А. |
Ключевые слова: | ангедония арт-терапия дистимические нарушения лица пожилого возраста психолого-педагогические методики |
Дата публикации: | 2023 |
Библиографическое описание: | Мельникова, М. М. Психолого-педагогические аспекты применения арт-терапии у лиц пожилого возраста / М. М. Мельникова, С. Н. Дума, М. Г. Чухрова, Н. А. Малкина // Развитие человека в современном мире. - 2023. - № 1. - С. 59-71. - Библиогр.: с. 69-70 (13 назв.). - : табл.. - Текст : разные средства доступа |
Краткое описание: | В статье отражены современные представления о роли психолого-педагогических методов в системе психокоррекции лиц пожилого возраста с психоэмоциональными нарушениями. Цель исследования - оценка возможностей арт-терапии в работе с пожилыми людьми с дистимическим расстройством и ангедонией. Методы исследования: 4DSQ четырехмерный опросник дистресса, депрессии, тревоги и соматизации; SHAPS - шкала оценки ангедонии Снайта-Гамильтона (Snaith-Hamilton Pleasure Scale). Под наблюдением находились 127 лиц пожилого возраста (средний возраст - 75±2,2 лет) с нарушением когнитивных функций в течение 3-х месяцев. Контрольную группу составили 98 человек аналогичного возраста поздней взрослости. Оценка эффективности арт-терапии проводилась с помощью следующих методик: тест Люшера (М. Е. Гусева), цвето-рисуночного теста (А. О. Прохоров, Г. Н. Генинга). Цикл состоял из 1-2 занятий в неделю в течение трех месяцев с использованием альбомов-раскрасок. В результате отмечено, что шкалы SHAPS и 4DSQ являются валидными опросниками для работы с пожилыми пациентами. Выявлено, что у 43,8 % опрошенных имеет место интерес к чтению, искусству, природе, что явилось показанием для выбора психолого-педагогических методов коррекции психоэмоциональных нарушений как адекватной немедикаментозной альтернативы. Таким методом явилась арт-терапия. В результате трехмесячного применения метода арт-терапии в работе у пожилых людей выявлены позитивные изменения: стимуляция интеллектуальной активности, развитие мелкой моторики рук, улучшение памяти и эмоционального фона. Уменьшилось ощущение ненужности, невостребованности, беспомощности и одиночества. После проведенного курса была отмечена положительная динамика дефицита общения. Методики арт-терапии активируют когнитивные функции, что способствует повышению качества жизни пожилого человека и улучшению системы межличностных отношений. |
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): | https://repo.nspu.ru/handle/nspu/4608 |
ISSN: | 2542-1867 |
Располагается в коллекциях: | Статьи |
Файлы этого ресурса:
Файл | Размер | Формат | |
---|---|---|---|
psihologo-pedagogicheskie-aspekt.pdf | 300,9 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.