Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
https://repo.nspu.ru/handle/nspu/2439
Полная запись метаданных
Поле DC | Значение | Язык |
---|---|---|
dc.contributor.author | Иванов, А. А. | |
dc.contributor.author | Иващенко, Я. С. | |
dc.date.accessioned | 2020-03-17T10:33:38Z | - |
dc.date.available | 2020-03-17T10:33:38Z | - |
dc.date.issued | 2018 | |
dc.identifier.citation | Иванов, А. А. Аксиология формирования человека в традиционной культуре / А. А. Иванов, Я. С. Иващенко // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - № 6. - С. 236-249. - Библиогр.: с. 244-246 (23 назв.). | |
dc.identifier.issn | 2226-3365 | |
dc.identifier.other | sbo.1701473 | |
dc.identifier.uri | https://repo.nspu.ru/handle/nspu/2439 | - |
dc.description.abstract | Изучение феномена детства и практик социализации в контексте разных культур и исторических эпох связано с проблемой понимания ценностей, лежащих в основе социокультурного воспроизводства новых поколений. Целью статьи является выявление парадигматической системы ценностей, руководящих формированием человека в традиционной культуре тунгусо-маньчжуров Сибири и Дальнего Востока России. Исследование базируется на аксиологическом подходе, представляющем ценность как интеграл культуры и порождающую модель ее артефактов. Применение структурно-семиотического метода предполагает, что ценностное измерение культуры выражается в знаково-символической форме как система инвариантных смыслов, связывающих разные сферы деятельности и социализирующие практики. Реконструкция культуры детства тунгусо-маньчжуров осуществляется на основе данных этнографии, фольклорных материалов. Обозначена специфика социализации и инкультурации новых поколений в условиях присваивающего хозяйства, родоплеменной структуры общества и традиционного типа культуры. Выделен аксиологический центр культуры тунгусо-маньчжуров и рассмотрено его присутствие на разных этапах взросления и воспитания: младенчество, детство, подростковый период. Определена система мифологических представлений и магических действий, играющих роль в инкультурации новых поколений. Проведен анализ формирования гендерной идентичности и выявлены основные механизмы социализации в форме игры и сказки, труда и ритуала. Система ценностей, транслируемых в процессе социализации, включала три ключевых компонента: род, животное, движение. Ребенок в культуре тунгусо-маньчжуров не обладал самостоятельной ценностью и субъектностью, но воспринимался как потенциальное воплощение родовой идентичности (ценность – субъект). В процессе освоения промысловых технологий и ритуальных предписаний он учился взаимодействовать с животным – символом природных сил (ценность – объект). Половая асимметрия обрядов инициации отражает патриархальное преимущество мужчин и выражает ценность движения (ценность – действие). | |
dc.language | rus | |
dc.subject | аксиология | |
dc.subject | инкультурация | |
dc.subject | онтогенез | |
dc.subject | семиотика культуры | |
dc.subject | социализация | |
dc.subject | традиционная культура | |
dc.title | Аксиология формирования человека в традиционной культуре | |
dc.title.alternative | Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - № 6. - С. 236-249 | |
Располагается в коллекциях: | Статьи |
Файлы этого ресурса:
Файл | Размер | Формат | |
---|---|---|---|
aksiologiya-formirovaniya-chelov.pdf | 10,99 MB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.