Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://repo.nspu.ru/handle/nspu/2439
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorИванов, А. А.
dc.contributor.authorИващенко, Я. С.
dc.date.accessioned2020-03-17T10:33:38Z-
dc.date.available2020-03-17T10:33:38Z-
dc.date.issued2018
dc.identifier.citationИванов, А. А. Аксиология формирования человека в традиционной культуре / А. А. Иванов, Я. С. Иващенко //  Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - № 6. - С. 236-249. - Библиогр.: с. 244-246 (23 назв.).
dc.identifier.issn2226-3365
dc.identifier.othersbo.1701473
dc.identifier.urihttps://repo.nspu.ru/handle/nspu/2439-
dc.description.abstractИзучение феномена детства и практик социализации в контексте разных культур и исторических эпох связано с проблемой понимания ценностей, лежащих в основе социокультурного воспроизводства новых поколений. Целью статьи является выявление парадигматической системы ценностей, руководящих формированием человека в традиционной культуре тунгусо-маньчжуров Сибири и Дальнего Востока России. Исследование базируется на аксиологическом подходе, представляющем ценность как интеграл культуры и порождающую модель ее артефактов. Применение структурно-семиотического метода предполагает, что ценностное измерение культуры выражается в знаково-символической форме как система инвариантных смыслов, связывающих разные сферы деятельности и социализирующие практики. Реконструкция культуры детства тунгусо-маньчжуров осуществляется на основе данных этнографии, фольклорных материалов. Обозначена специфика социализации и инкультурации новых поколений в условиях присваивающего хозяйства, родоплеменной структуры общества и традиционного типа культуры. Выделен аксиологический центр культуры тунгусо-маньчжуров и рассмотрено его присутствие на разных этапах взросления и воспитания: младенчество, детство, подростковый период. Определена система мифологических представлений и магических действий, играющих роль в инкультурации новых поколений. Проведен анализ формирования гендерной идентичности и выявлены основные механизмы социализации в форме игры и сказки, труда и ритуала. Система ценностей, транслируемых в процессе социализации, включала три ключевых компонента: род, животное, движение. Ребенок в культуре тунгусо-маньчжуров не обладал самостоятельной ценностью и субъектностью, но воспринимался как потенциальное воплощение родовой идентичности (ценность – субъект). В процессе освоения промысловых технологий и ритуальных предписаний он учился взаимодействовать с животным – символом природных сил (ценность – объект). Половая асимметрия обрядов инициации отражает патриархальное преимущество мужчин и выражает ценность движения (ценность – действие).
dc.languagerus
dc.subjectаксиология
dc.subjectинкультурация
dc.subjectонтогенез
dc.subjectсемиотика культуры
dc.subjectсоциализация
dc.subjectтрадиционная культура
dc.titleАксиология формирования человека в традиционной культуре
dc.title.alternativeВестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - № 6. - С. 236-249
Располагается в коллекциях:Статьи

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
aksiologiya-formirovaniya-chelov.pdf10,99 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.