Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
https://repo.nspu.ru/handle/nspu/5340
Полная запись метаданных
Поле DC | Значение | Язык |
---|---|---|
dc.contributor.author | Денисова, О. А. | |
dc.contributor.author | Леханова, О. Л. | |
dc.contributor.author | Кудака, М. А. | |
dc.contributor.author | Гудина, Т. В. | |
dc.date.accessioned | 2025-07-03T06:33:49Z | - |
dc.date.available | 2025-07-03T06:33:49Z | - |
dc.date.issued | 2024 | |
dc.identifier.citation | Денисова, О. А. Специфика психолого-педагогического и клинико-психологического сопровождения лиц с инвалидностью, поступающих в вуз: оценка существующих вариантов запросов / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, М. А. Кудака, Т. В. Гудина // Science for Education Today. - 2024. - № 6. - С. 202-229. - Библиогр.: с. 219-221 (31 назв.). - : 2 табл.. - Текст : электронный | |
dc.identifier.issn | 2658-6762 | |
dc.identifier.other | sbo.1788941 | |
dc.identifier.uri | https://repo.nspu.ru/handle/nspu/5340 | - |
dc.description.abstract | Научная проблема исследования заключается в описании вариантов и специфики существующих запросов на психолого-педагогическое и клинико-психологическое сопровождение у поступающих в вуз инвалидов и осмыслении полученных данных по запуску в университете механизмов такого сопровождения. Исследовательская цель заключается в выявлении и описании переменных в существующих вариантах запросов на психолого-педагогическое и клинико-психологическое сопровождение у поступающих в вуз лиц с инвалидностью. В основу реализованного исследования положены культурно-исторический и деятельностный подходы, а также существующие в науке данные об особенностях личностного и профессионального развития инвалидов и сведения специальной психологии и коррекционной педагогики о психолого-педагогическом медико-социальном сопровождении лиц с проблемами в развитии. В исследовании применены эмпирические и интерпретационные методы, в том числе тестирование с использованием инструментов информационно-аналитического регионального портала «Перспектива-Pro», анкетный опрос поступающих с инвалидностью, разработанный сетью Ресурсных учебно-методических центров высшего образования и размещенный на общероссийском портале инклюзивноеобразование.рф, анализ статистических результатов с использованием дихотомического коэффициента корреляции Пирсона (φ). В исследовании приняли участие 317 выпускников школ и среднего профессионального образования, поступающих в вуз и имеющих подтвержденный статус лица с инвалидностью. Возрастной диапазон испытуемых составил от 18 до 23 лет, из них 140 юношей и 177 девушек, поступавших или планирующих поступление в 2022-2024 гг. в ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» или вузы-партнеры Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов в вузах Северо-Западного федерального округа. Авторами выявлено, что вариативность характеристик запросов на психолого-педагогическое и клинико-психологическое сопровождение лиц с инвалидностью, поступающих в вуз, в большей мере определяется нозологией нарушения, степенью ограничений функций жизнедеятельности и полом абитуриента. Чем более выражены нарушения, чем труднее восприятие и переработка информации, тем более специфичны и масштабны ожидания от вуза. Причем у юношей эти ожидания более выражены, чем у девушек. В исследовании определено, что вариант запроса на сопровождение слабо зависит от региона, возраста, предыдущего уровня образования (школа, среднее профессиональное образование). Отмечается, что психолого-педагогическое и клинико-психологическое сопровождение поступающих в вуз лиц с инвалидностью может осуществляться эффективно только мультидисциплинарной командой, основными задачами которой является информационная помощь в определении профессиональной траектории, направленной на приобретение профессии, способствующей сохранению здоровья и независимого образа жизни, а также преодоление инвалидизирующих установок, способных противостоять элементам сегрегации. В статье описаны переменные, входящие в структуру существующих вариантов запросов на психолого-педагогическое и клинико-психологическое сопровождение у поступающих в вуз лиц с инвалидностью. На основании полученных выводов определены механизмы сопровождения поступающих в вуз инвалидов. | |
dc.language | rus | |
dc.subject | абитуриенты вузов | |
dc.subject | инклюзивное высшее образование | |
dc.subject | клинико-психологическое сопровождение | |
dc.subject | ограниченные возможности здоровья | |
dc.subject | психолого-педагогическое сопровождение | |
dc.title | Специфика психолого-педагогического и клинико-психологического сопровождения лиц с инвалидностью, поступающих в вуз: оценка существующих вариантов запросов | |
dc.title.alternative | Science for Education Today. - 2024. - № 6. - С. 202-229 | |
Располагается в коллекциях: | Статьи |
Файлы этого ресурса:
Файл | Размер | Формат | |
---|---|---|---|
specifika-psihologo-pedagogiches.pdf | 854,53 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.