Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
https://repo.nspu.ru/handle/nspu/5339
Название: | Психологические предикторы мотивационной насыщенности профессиональной жизни личности на этапе профессионального образования |
Другие названия: | Science for Education Today. - 2024. - № 6. - С. 176-200 |
Авторы: | Шаров, А. А. Лебедева, Е. В. Кайгородова, А. Е. Заводчиков, Д. П. |
Ключевые слова: | компоненты самоорганизации построение образа будущего профессиональная жизнь профессионально-жизненная траектория профессиональное самоопределение молодежи |
Дата публикации: | 2024 |
Библиографическое описание: | Шаров, А. А. Психологические предикторы мотивационной насыщенности профессиональной жизни личности на этапе профессионального образования / А. А. Шаров, Е. В. Лебедева, А. Е. Кайгородова, Д. П. Заводчиков // Science for Education Today. - 2024. - № 6. - С. 176-200. - Библиогр.: с. 192-194 (25 назв.). - : 4 рис.. - Текст : электронный |
Краткое описание: | Основная научная проблема заключается в недостаточности психологических представлений о мотивационной насыщенности как регулирующем актуальное поведение механизме построения и поддержания субъективной картины профессиональной жизни личности на этапе профессиональной подготовки. Цель статьи - теоретически обосновать и эмпирически выявить различия в психологических предикторах - факторах, оказывающих эффект на общую мотивационную насыщенность субъективной картины профессиональной жизни личности, а также мотивационную насыщенность профессионального будущего студентов вуза. Методология исследования основана на идеях и принципах синергетического, системно-деятельностного, акмепрофессиологического и каузометрического подходов, в рамках которых мотивационная насыщенность трактуется как наполненность профессиональной жизни причинными и целевыми связями между значимыми событиями, а образ профессионального будущего рассматривается в качестве аттрактора профессионального становления. В опросе приняли участие студенты Российского государственного профессионально-педагогического университета - 188 человек. Сбор эмпирических данных осуществлялся с использованием следующих методик: методика изучения субъективной картины жизненного пути «Каузометрия» (А. А. Кроник, Е. И. Головаха, Р. А. Ахмеров), вариант адаптированный для изучения субъективной картины профессиональной жизни личности; опросник временной перспективы (ZTPI, Ф. Зимбардо); методика «Способность к прогнозированию» (Л. А. Регуш); методика «Диагностика уровня развития рефлексивности» (А. В. Карпова); опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» (А. Д. Ишков). Для обработки полученных результатов использовались методы математической статистики в программе IBM SPSS Statistics 22. В ходе теоретического анализа выявлено, что ключевыми психологическими факторами, оказывающими эффект на мотивационную насыщенность, а соответственно, и стремление реализовать субъективную картину жизни по определенному сценарию, выступают временная перспектива, прогностические и рефлексивные способности, а также показатели самоорганизации. Было выдвинуто предположение, что, несмотря на общность факторов для мотивационной насыщенности в целом и мотивационной насыщенности будущего, они строятся на разных компонентах этих факторов. Действительно, в результате проведенного регрессионного анализа обнаружено, что предикторами мотивационной насыщенности профессиональной жизни студентов вуза выступают характеристики временной ориентации («Фатализм в настоящем», «Гедонизм в настоящем») и самоконтроль, что соотносится с психовозрастным портретом студена вуза. В свою очередь, образ профессионального будущего детерминирован такими переменными представленных факторов, как «Целеполагание», «Коррекция» и «Волевые усилия», что создает вектор в направлении модуса будущего. Данные результаты можно использовать в системе психологического сопровождения студентов вузов для коррекции профессионального выбора на основе построения личной профессиональной перспективы и коррекции субъективного образа профессиональной жизни. Проведенный математико-статистический анализ подтверждает значимость компонентов самоорганизации в построении образа будущего и профессионально-жизненной траектории. Полученные результаты могут быть использованы при разработке мероприятий психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения молодежи в процессе ревизии и коррекции профессионального выбора. |
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): | https://repo.nspu.ru/handle/nspu/5339 |
ISSN: | 2658-6762 |
Располагается в коллекциях: | Статьи |
Файлы этого ресурса:
Файл | Размер | Формат | |
---|---|---|---|
psihologicheskie-prediktory-moti.pdf | 986,15 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.