Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://repo.nspu.ru/handle/nspu/5225
Название: Факторы, предопределяющие успешность обучения ребенка в начальной школе (на примере лонгитюдного исследования детей второго и четвертого классов)
Другие названия: Science for Education Today. - 2024. - № 4. - С. 51-68
Авторы: Дунаевская, Э. Б.
Николаева, Е. И.
Ключевые слова: исполнительные функции
младшие школьники
начальная школа
оценки
успешность обучения
Дата публикации: 2024
Библиографическое описание: Дунаевская, Э. Б. Факторы, предопределяющие успешность обучения ребенка в начальной школе (на примере лонгитюдного исследования детей второго и четвертого классов) / Э. Б. Дунаевская, Е. И. Николаева //  Science for Education Today. - 2024. - № 4. - С. 51-68. - Библиогр.: с. 62-63 (22 назв.). -  : 9 табл.. - Текст : электронный
Краткое описание: В работе исследуется проблема формирования успешности обучения детей в школе. Цель исследования - выявить факторы, предопределяющие успешность обучения детей в начальной школе. Основной акцент в выборе факторов для прогноза успешности обучения делается на личностные и контекстуальные факторы. Среди личностных факторов рассматриваются исполнительные функции, которые многими авторами описываются как значимые в успешности обучения. Среди контекстуальных факторов основное внимание уделяется оценкам, которые учитель выставляет детям по каждому предмету, который он ведет. Предпринимается попытка сделать предсказание успешности обучения детей в 4 классе на основе данных об успешности обучения во 2 классе. Методология. 53 ребенка были обследованы сначала во 2, потом в 4 классе. Были изучены исполнительные функции: рабочая память с помощью методики О. М. Разумниковой и тормозный контроль с помощью методики Е. Г. Вергунова и Е. И. Николаевой. Кроме того, были выписаны годовые оценки по всем предметам. Все дети были отнесены к одной из групп: "отличник", "хорошист", "троечник". Этот параметр был назван успешностью обучения. Сначала с помощью факторного анализа была выявлена взаимосвязь изучаемых параметров отдельно для 2 и 4 классов, затем проведен регрессионный анализ, с помощью которого были определены факторы, влияющие на успешность обучения во 2 и в 4 классах у одних и тех же детей. Наконец, был проведен факторный анализ, с помощью которого произведена попытка оценить успешность обучения в 4 классе на основе данных 2 класса. Результаты. Было показано в факторном анализе, что оценки, выставленные во 2 классе основным учителем, коррелируют между собой, т. е. отмечается гало-эффект, когда оценки ставятся не за конкретный ответ ученика, а по общему впечатлению учителя. В рамках регрессионного анализа было показано, что во 2 классе успешность обучения определяется только годовыми оценками по русскому языку. Только в 4 классе обнаружено влияние тормозного контроля и рабочей памяти на успешность обучения. Попытка прогнозировать успешность обучения на основе результатов 2 класса показала, что успешность обучения в 4 классе может быть предсказана только на основе годовой оценки по русскому языку. Можно предположить, что этот предмет дается детям труднее остальных, а потому требует максимального включения исполнительных функций. Заключение. В работе было выявлено, что исполнительные функции не влияют на успешность обучения во 2 классе, но тормозный контроль является значимым фактором, предопределяющим успешность обучения в 4 классе. Тормозный контроль на поведенческом уровне оценивается как уровень проявления волевых качеств у ребенка. Обнаружена значимая связь в 4 классе между оценками, получаемыми ребенком по "Чтению", и высокими показателями по предметам "Музыка", "Изобразительное искусство" и "Окружающий мир". Это свидетельствует о том, что центральные процессы, которые лежат в основе деятельности на этих предметах, взаимосвязаны. Наконец, обнаружено, что значимым фактором, предсказывающим успешность обучения в 4 классе, является оценка по русскому языку во 2 классе.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): https://repo.nspu.ru/handle/nspu/5225
ISSN: 2658-6762
Располагается в коллекциях:Статьи

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
faktory-predopredelyayuschie-usp.pdf737,13 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.